Готов ли Ваш ребенок к школе?

 Готов ли Ваш ребенок к школе?

       Для родителей вопрос о подготовке детей к школе всегда занимал одно из первых мест. Готовя портфель со всевозможными канцтоварами, одежду и обувь, забывая психологически подготовить самого первоклассника.

Психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

          1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)

    2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)

          3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)

  Существует множество специальных тестов для определения готовности ребенка к школе, но важным критерием становится желание (или нежелание) вашего ребенка идти в школу.

         Следующим критерием становится внимание. Нельзя заваливать ребенка разными подготовительными заданиями. Ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере не может ее удержать и закрепить получаемые навыки, и психологически для ребенка нагрузка не посильна. Получается, что ребенок переутомляется, и к школе получает стойкое отвращение (ребенок представляет себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет, следовательно, отказ от ежедневного похода в школу)

Таким образом, необходимо, чтобы ребенок научился считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия, т.е. не просто выдавал  заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.

  Предлагаем некоторые  критерии готовности ребенка к школе  из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

 

Оценка развития познания

 - Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?

 - Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?

 - Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

 - Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

 

Оценка базового опыта ребенка

 - Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?

 - Был ли он в библиотеке?

 - Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?

 - Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

 Оценка языкового развития

 - Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

 - Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

 - Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?

 - Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?

 - Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

 - Четко ли ребенок выговаривает слова?

 - Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

 - Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

 Оценка уровня эмоционального развития

 - Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

 - Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

 - Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

 - Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

 

Оценка умения общаться

 - Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

 - Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

 - Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

 Оценка физического развития

 - Хорошо ли ребенок слышит?

 - Хорошо ли он видит?

 - Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

 - Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

 - Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

 - Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

 Зрительное различение

 - Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

 - Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

 Зрительная память

 - Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?

 - Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

 

Зрительное восприятие

 - Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

 - Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

 Уровень слуховых способностей

 - В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?

 - Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

 - Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?


Общая и психологическая готовность

 Может ли ваш ребенок:

 - Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?

 - Изъясняться связно, например, "покажи мне…"

 - Понимать смысл того, о чем ему читают?

 - Четко выговорить свое имя?

 - Запомнить свой адрес и номер телефона?

 - Писать карандашом или мелками на бумаге?

 -Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?

 - Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

 - Слушать и следовать полученным указаниям?

 - Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

 - Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?

 - Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

 - Положительно оценивать: я - человек, который многое может?

 - "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?

 - Проявлять интерес к окружающим его предметам?

 - Ладить с другими детьми?

 

Обратите внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".

        Также же стоит обратить внимание прежде всего на те критерии, на которых делают акцент педагоги (специалисты), работающие с вашим ребенком в дошкольной организации, и именно той школы, которую вы наметили для своего ребенка, получив рекомендации ваших специалистов. И никоим образом не нужно натаскивать ребенка, чтобы он знал и умел гарантированно больше, чем сверстники. Более того, такие "знания сверх требований" иногда приводят к отрицательным моментам.

 


 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий